Половая неприкосновенность – правовая защищённость от сексуального посягательства, полный запрет на совершение действий сексуального характера в отношении другого лица.
Половая свобода – свобода сексуального самоопределения человека, а точнее право самостоятельно и без принуждения выбирать половых партнёров, форму интимных отношений.
Посягательства на данные сферы жизнедеятельности человека запрещены Уголовным кодексом Республики Беларусь, в частности, предусмотрена уголовная ответственность за совершение таких преступлений, как изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждение к действиям сексуального характера.
Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.
Последствия перенесенного сексуального насилия у детей бывают ближайшими и отдаленными.
Различают три основные стадии их развития:
1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде болезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).
2. Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабатываются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выбирает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и душевную боль, то есть формирует психологическую защиту. Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старается не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.
3. Отдаленные последствия. На этом этапе формируются стойкие поведенческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни.
Особенностью состояния человека, пережившего насилие, является выраженное чувство вины за случившееся, кроме того присутствуют чувства ненависти к насильнику, ужаса и обиды, как следствие возникает неприятие и отвержение собственного тела. Эмоциональное расстройство может принимать различные формы – от замкнутости и ухода в себя до страха и неспособности оставаться одному.
Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
1. Физические признаки
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
жалобы на боль и зуд в области гениталий;
повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
болезни, передающиеся половым путем;
беременность.
2. Психологические признаки
К психологическим признакам сексуального насилия над ребенком относят:
трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
частая задумчивость, отстраненность;
постоянная депрессивность, грустное настроение;
нежелание принимать участие в подвижных играх;
непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
терроризирование младших детей и сверстников;
чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
отчуждение от братьев и сестер;
жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
2.1. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
прогулы занятий в учреждении образования;
внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
2.2. Изменения самосознания ребенка
снижение самооценки;
отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
2.3. Появление невротических и психосоматических симптомов
беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком, либо иными лицами;
сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
головная боль, боли в области желудка и сердца;
навязчивые страхи;
расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).