Гендерная политика Беларуси направлена на достижение реального равноправия женщин, в том числе усиление их роли при принятии важных для общества решений. Страна входит в первую тридцатку государств по таким показателям, как женское представительство в органах законодательной власти. Женщины занимают высокие посты в органах госуправления, составляют треть от общей численности депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Среди госслужащих их около 70%, в том числе более половины трудятся на должностях руководителей организаций или их заместителей. "Белорусские женщины активно участвуют в политических процессах и государственном управлении".
Для того чтобы эти тенденции и далее развивались, в Беларуси создана основополагающая нормативно-правовая база. Реализуется уже пятый по счету национальный план действий по обеспечению гендерного равенства. Принимаются правовые, организационные, административные меры, направленные на повышение статуса женщин, защиту их прав и интересов, равенства между мужчинами и женщинами. Действует Национальный совет по гендерной политике при Совмине.
Свой вклад в решение вопросов гендерного равенства вносит Белорусский союз женщин, который объединил более 133 тыс. человек. БСЖ занимается укреплением потенциала и расширением профессиональных возможностей женщин, активно участвует в реализации государственных программ по защите материнства детства, проводит социально значимые акции.
В результате социальной политики по улучшению положения женщин, Беларусь сделала значительный прорыв в этом направлении. Вместе с тем очевидно, что построение и продвижение сбалансированной гендерной политики - процесс долговременный. Необходимо продолжить улучшать правовые нормы, не допускать гендерной асимметрии в сфере занятости и на рынке труда, расширять экономические возможности женщин.
Существует множество трактовок понятия гендер. Одно из них которое определяется, во-первых, как конструируемая обществом социальная модель отношений между полами, которая определяет положение и социальные роли полов в различных институтах и областях (семье, политических структурах, культуре, образовании, экономике и др.); во- вторых, как инструмент решения гендерных проблем. Обобщая, скажем, что гендер — это социальная модель мужчины и социальная модель женщины, посредством которых рассматривается положение в обществе обоих полов в равной степени и не делается акцент на каком-то одном.
Цель гендерной политики — достижение фактического гендерного равенства. Оно означает, что все люди обладают свободой выбора и свободой для развития своих личных способностей без ограничений, которые накладываются на них стереотипами и традиционной гендерной системой [. И. Хирдман рассматривает гендерную систему как совокупность отношений между мужчинами и женщинами, включающую представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. На главенствующих принципах гендерной системы строится распределение обязанностей, трудовой нагрузки, дохода, доступа к экономическим и интеллектуальным ресурсам и к принятию политических решений.
Большинство исследователей ассоциируют гендерную политику с государственной деятельностью, объектом которой в основном выступают женщины. Чаще всего ссылаются на женский опыт и соответствующие примеры, что в конечном итоге приводит к обнаружению дискриминации только по отношению к представительницам слабого пола.
Периодизация международного права. Три этапа концептуального развития международных документов в области гендерной политики: этап декларирования концепции прав человека и формирования предпосылок для принятия Конвенции (до 1979 г.); этап
«борьбы» против дискриминации женщин (до 1995 г.); этап смещения
акцентов от исключительной защиты прав женщин к достижению принципа гендерного равенства (с 1995 г.).
На основе анализа правового регулирования гендерной политики выдвигается тезис о том, что подходы к гендерной политике на международном и национальном уровне не совпадают. В рамках международного права гендерные проблемы рассматриваются в контексте прав человека; в национальном законодательстве – в контексте семейной, демографической или социальной политик, и в большинстве своем гендерная политика носит характер «опекаемой» женской политики. Кроме того, в связи с отсутствием ключевых правовых категорий, специальных механизмов защиты прав, а также ответственности за дискриминацию по половому признаку наблюдается разрыв между положениями де-юре и их реализацией де-факто.
В рамках гражданского общества значительная роль в продвижении гендерной политики в Беларуси по-прежнему принадлежит женским организациям. Анализ женских общественных объединений позволяет выделить ключевые формы их деятельности: исследования и мониторинг гендерных проблем; образовательная и просветительская деятельность; консультационные услуги. В рамках деятельности белорусских женских организаций недостаточно укоренена идея распространения знаний о гендерных проблемах с точки зрения прав человека.